Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Ульяновской области на заседании региональной рабочей группы "Образование и культура как основы национальной идентичности" обсудили вопросы образования и работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, актуальные проблемы и позитивные практики инклюзивного образования в регионе. Участие в круглом столе приняли педагоги, активисты и эксперты ОНФ, представители общественных организаций и власти.
"Общероссийский народный фронт, лидером которого является президент России Владимир Путин, неоднократно обсуждал проблемы и пути их решения людей с ограниченными возможностями. На региональной площадке мы поднимали вопросы создания доступной среды в Ульяновске, трудоустройство инвалидов, – отметила руководитель региональной рабочей группы ОНФ Елена Куцына. – Активисты Народного фронта в Ульяновской области провели мониторинг в специализированных школах – интернатах, учебных заведениях, где очно или дистанционно обучаются дети с ограниченными возможностями и посмотрели, как эти дети получают знания, какие материально-технические средства для обучения имеются в школах, создана ли доступная среда и многое другое".
"Фронтовики" выезжали в школы-интернаты №16, №87, №88 "Улыбка", №92, школу №61. По различным программам в учебные заведения поступило специализированное оборудование для обучения и коррекции, практически везде была создана доступная среда: есть поручни в коридорах, пандусы. Но остались и проблемы, которые еще предстоит решать.
В школе-интернате №87 обучаются и проживают глухие дети. В учебном блоке сделан ремонт и есть все необходимое оборудование для получения знаний (интерактивные доски практически в каждом классе, закуплена коммуникативная система "Диалог" и т.д.), но в спальном помещении мебель старая, а в комнатах, где проживают девочки, холодно.
Представитель регионального штаба ОНФ Зинаида Кудинова выезжала в школу-интернат №16, где обучаются дети с задержкой психического развития: "В учебном заведении также хорошо налажен процесс обучения – классы оснащены оборудованием, но есть и минусы. Школа не оборудована всем необходимым в соответствии с программой "Доступная среда", отсутствуют пандус и поручни". Необходимо отремонтировать фундамент здания.
Представитель регионального штаба ОНФ Маргарита Васина обратила внимание на проблемы людей с нарушением слуха и глухих: "В последнее время сократилось число детей, обучающихся в школах-интернатах для глухих и слабослышащих детей (если в 2013 г. было 104 учащихся, то в 2015 г. – уже 89). Это связано с тем, что в сельской местности родители отказываются оформлять детей в специализированные, коррекционные дошкольные и школьные учреждения по причине отдаленности и дорогой стоимости билета на проезд (стоимость билета из Инзы составляет 329 руб., из Димитровграда – 189 руб. на одного человека). Необходимо рассмотреть возможность бесплатной доставки ребят практически из всех районов области в коррекционные школы. Многие директора сельских школ доукомплектовывают недостающее количество учеников в классах инвалидами (в области 255 глухих детей, не считая слабослышащих, их них только 46 человек обучаются в школе-интернате №87, 57 находятся в дошкольных учреждениях, то есть 152 ребенка получают знания в общеобразовательных школах). Массовые школы не могут эффективно учить детей с нарушением слуха, не имея специалиста-сурдопедагога и специального оборудования. Кроме того, учителя в обычных школах должны владеть жестовой речью. Инклюзии подлежат слабослышащие дети, которые с помощью индивидуального слухового аппарата могут воспринимать обращенную речь и формировать произносительные навыки. Я бы рекомендовала директорам общеобразовательных школ внимательнее относиться к приему детей с нарушением слуха. В таких учебных заведениях, как правило, они не овладевают коммуникативными навыками ни в устной, ни в письменной, ни в жестовой форме. Зачастую после окончания обычной школы родители этих детей обращаются в общество глухих с просьбой оказать помощь в обучении или трудоустройстве. Но без знания жестового языка эти ребята не смогут получить профессионального образования".
Также она отметила, что в последнее время снизилась возможность получения образования в средних и высших учебных заведениях инвалидами по слуху, сократилось число специализированных групп: закрылась группа в Димитровграде, где обучали на швей, закройщиков, бухгалтеров; в Ульяновске уже не существует двух групп школы строительных мастеров, где люди с ограниченными возможностями могли получить профессии столяра, станочника. В Ульяновске только в фармацевтическом колледже сохранились специализированные группы для глухих.
Сотрудник ОГБУ "Центр образования и системных инноваций" Ульяновской области Анна Барбитова вопросами инклюзивного образования занимается уже шесть лет: "Моя четкая позиция – педагог массовой школы по своей сути не должен быть коррекционным педагогом. Он должен знать только методы и формы обучения ребенка и опираться в своей работе на рекомендации специалистов. Но на сегодняшний день тех специалистов, которые есть в коррекционном учреждении, в обычной школе нет. Поэтому, когда мы говорим о том, что школа или класс являются инклюзивными, то нужно соответствовать этому термину и по содержанию. Считаю, что этот термин нужно использовать осторожнее. Сейчас честнее говорить, что в том или ином учебном заведении есть интеграция или практика инклюзивного образования".
Завершая разговор, собравшиеся констатировали, что нельзя закрывать коррекционные школы и необходимо сегодняшних студентов обучать таким образом, чтобы они в будущем могли работать в системе инклюзивного образования.