Дороги Якутска, Ульяновска и Петропавловска-Камчатского оказались самыми "провальными" в стране, попав в первые строчки рейтинга городов с самым плохим дорожным покрытием, не соответствующим ГОСТу. В тройке лучших – дороги Тюмени, Саранска и Абакана. Рейтинг был составлен по результатам инспекции "Оценим качество дорог!" и представлен на заседании Центрального штаба Общероссийского народного фронта. Руководитель инспекции, депутат Госдумы Александр Васильев считает главной причиной некачественных дорог отсутствие современной нормативной базы в сфере дорожных работ. Многие СНИПЫ и ГОСТы, например, датируются 80–90-ми годами прошлого века.
Итоговый рейтинг городов с точки зрения качества дорожной сети создавался на основе критериев состояния гарантийных дорог, обустройства пешеходных переходов вблизи объектов социальной инфраструктуры, наличия и обустройства парковок и пандусов около медицинских учреждений, а также текущего состояния городских улиц на предмет отклонения от требований ГОСТа. С помощью простых приспособлений – дорожной рейки, рулетки и калабашки (кусок доски, выпиленный по ГОСТу допустимых габаритов дорожных ям) в 2015 г. участники инспекции оценили состояние городских дорог, в том числе более 900 гарантийных участков.
Согласно ГОСТ Р 50597-93, действующему с октября 1993 г., на отечественных дорогах допустимо наличие просадок и выбоин, предельные размеры которых не превышают по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Кроме того, согласно правилам, крышка люка может иметь отклонение, то есть быть открыта, относительно дорожного покрытия на 2 см, решетка дождеприемника – на 3 см, а головки трамвайных и железнодорожных путей – на 2 см.
В тройку городов, где эксперты выявили перечисленные дефекты на основных и гарантийных дорогах, вошли Якутск, Ульяновск, Петропавловск-Камчатский.
Особенно "фронтовикам" во время инспекции запомнилась столица Ульяновской области. "Обычно в ходе движения по городам мы ищем яму, которую можно было бы измерить калабашкой, а в Ульяновске, наоборот, мы искали улицу, где нельзя было бы ее применить. Впоследствии областная прокуратура Ульяновской области после комплексной проверки подтвердила нашу информацию о том, что состояние автодорог там не соответствует требованиям стандартов", – рассказал Александр Васильев.
Тройку городов, где дороги с точки зрения ГОСТа у "фронтовиков" не вызвали претензий, возглавила Тюмень. Там, по словам Васильева, и в частном секторе дороги оказались сделаны на должном уровне. Следом за Тюменью и Саранском в списке городов, чьи дороги соответствуют требованиям ГОСТа, расположились Абакан, Белгород, Ставрополь, Казань, Пермь, Чебоксары, Калуга и Москва. Состояние их основных и второстепенных улиц, дворов и проездов, как показала инспекция ОНФ, хорошее, а ямы, где уместилась бы калабашка, встречаются крайне редко.
По результатам исследования качества дорожной сети в российских городах в комитете по транспорту Госдумы был проведен координационный совет с привлечением ведущих дорожных экспертов страны, представителей Минтранса, Росавтодора и ГИБДД, общественных деятелей, где активисты ОНФ рассказали о выводах, сделанных в ходе инспекции. В частности, Александр Васильев подчеркнул, что неоднородность ситуации с дорогами в стране говорит о недостаточном регулирующем воздействии современных нормативов. "Напрямую это связано с устаревшей нормативной базой и нежеланием ответственных структур изменить ее с учетом современной действительности – переписывают только заголовки технических норм и правил, не меняя их сути. Применение старых норм приводит к необоснованным расходам бюджетов. Очевидно, что актуализация требований к строительству дорог, подготовительным и проектным работам, а также принятие законопроекта о гарантиях позволит сэкономить значительные бюджетные средства и продлить срок службы дорожной сети", – сказал он.
По словам Васильева, в настоящее время в нормах проектирования искусственных дорожных сооружений содержится много необоснованных требований. Так, к примеру, для мостов на всех дорогах, независимо от их функционального назначения, установлена единая расчетная нагрузка 110 т. Однако вероятность встретить автомобиль, который оказывает подобную нагрузку на дорожное полотно, на мосту в сельской местности равна нулю. А ущерб бюджетам от этих требований составляет более 10 млрд руб. ежегодно, подчеркнул руководитель дорожной инспекции. "Также необходимо скорректировать ширину полосы на автодорогах. Сейчас она равна 3,75 м. За рубежом для полос движения, не предназначенных для движения грузового транспорта, этот показатель равен 3,5 м. "И у нас этого будет достаточно для безопасного и комфортного передвижения. Ширину полосы движения для городских магистралей также, как считают эксперты ОНФ, можно уменьшить до диапазона от 2,7 до 3,6 м при существующих показателях от 3,5 до 3,75 м", – заключил Васильев.
Дорожная инспекция ОНФ, проходившая с июля по декабрь 2015 г., стала самой масштабной в своем роде, вызвав большой общественный резонанс. Активисты Народного фронта посетили 130 городов в 82 субъектах, проехав более 60 тыс. км, и практически везде были выявлены дефекты дорожной сети и инфраструктуры. Целью мониторинга было проверить, как исполняются "майские указы" и поручение президента РФ и лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина об удвоении к 2022 г. объемов дорожного строительства и улучшении его качества.
Источник фото - Общероссийское общественное движение "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ", Региональное отделение в Ульяновской области.